Психологическая поддержка учащихся при переходе в среднюю школу

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5­м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения.

Переход из начальной школы в среднюю является кризисным этапом в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5­м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными", чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, ухудшиться память, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, нарушения во взаимоотношениях со сверстниками. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4–5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).

Основные задачиработы психолога на этапе перехода обучающихся из начального в среднее звено школы:

  • формирование психолого-педагогической готовности школьников к успешной адаптации и дальнейшему развитию в средней школе;
  • создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации (помощь классному руководителю в формировании классного коллектива и установление норм взаимоотношений детей со сверстниками, совместно с педагогами выработка единой системы последовательных требований к учащимся);
  • адаптация учебных программ, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным и возрастным особенностям пятиклассников.

Данные задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности психолога, педагогов, администрации школы и родителей. Поэтому еще одна задача психологической службы школы – наладить такое сотрудничество.

Для нахождения возможных средств решения проблемы "переходного периода" необходимо определить, какие психологические новообразования младшего школьника – будущего пятиклассника обеспечат успешную адаптацию в среднем звене.

Для грамотного планирования профилактической работы психологу необходимо опираться на сильные стороны ученика, представляемые в таких основных психологических новообразованиях, как:

  • произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование;
  • осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии.

Центральное и важнейшее новообразование – это так называемое "чувство взрослости" школьника как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания. Проявляется это новообразование в новой личностной позиции:

  • в учебной деятельности. Предпосылкой успешной адаптации к обучению в средней школе является решение главной задачи учения школьника – стать субъектом собственной учебной деятельности. Для этого необходимо понять смысл учения для себя, научиться осуществлять волевые учебные усилия, регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием и др. Собственно познавательный учебный мотив становится ведущим;
  • по отношению к школе и педагогам. Новое отношение к школе – это, прежде всего, ответственная осознанная позиция субъекта внутришкольных отношений. Другое отношение к педагогам заключается в переходе от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка отношений к отношениям межличностным;
  • по отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка потребуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях для того, чтобы занять статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.

Формированию этих позиций учащихся способствует психологическая работа по развитию навыков общения, повышению уровня социальной зрелости и специально организованных тренингах.

В целом готовность ребенка к переходу к обучению в средней школе можно представить в психолого-педагогическом статусе пятиклассника (таблица).

Психолого-педагогический статус пятиклассника

Психологические параметры школьного статуса ребенка

Психолого­педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик

Познавательная сфера

Произвольность психических процессов

  • Принятие целей, заданных учителем.
  • Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем.
  • Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации.
  • Поддержание концентрации внимания на учебной задаче

Уровень развития мышления

  • Владение приемами установления причинно­следственных отношений меж­ду изучаемыми учебными и житейскими понятиями

Сформированность важнейших учебных действий

  • Ориентация на всю систему требований задачи.
  • Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др.
  • Систематизация знаний, перенос учебных навыков

Уровень развития речи

  • Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращений к школьнику.
  • Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств).
  • Грамотность и богатый словарный запас устной речи

Уровень развития тонкой моторики

  • Понятность письма.
  • Аккуратность оформления письменных работ.
  • Способность к различным видам ручного труда

Умственная работоспособность и темп умственной деятельности

  • Сохранение умственной активности и работоспособности в течение всего урока.
  • Адаптация к учебной нагрузке.
  • Способность работать в едином темпе со всем классом

Коммуникативная сфера

Взаимодействие с педагогами

  • Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю.
  • Способность к установлению межличностных отношений с педагогом

Соблюдение социальных и этических норм

  • Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения

Активность и автономность поведения

  • Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

Мотивационно­личностная сфера

Наличие и характер учебной мотивации

  • Ориентация на освоение способов получения знания.
  • Проявление интереса к закономерностям, принципам.
  • Предпочтение трудных заданий.
  • Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний

Устойчивое эмоциональное состояние в школе

Отсутствие выраженных противоречий между:

  • требованиями школы (педагога) и родителей;
  • требованиями взрослых и возможностями ребенка

Система отношений школьника к миру и самому себе

Отношения со сверстниками

  • Эмоционально­положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками.
  • Ориентация на мнение товарищей

Отношения с педагогами

  • Эмоционально­положительное восприятие ребенком своих отношений с педагогами и воспитателями

Отношение к значимой деятельности

  • Эмоционально­положительное восприятие школы и учения.
  • Понимание смысла учения "для себя"

Отношение к себе

  • Устойчивая положительная самооценка

При изменяющихся условиях обучения предъявляются более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, степени освоения ими определенных учебных знаний и действий, уровню развития произвольности, саморегуляции и т. п. Однако этот уровень развития учащихся далеко не одинаков. У одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны ("не огорчались и не переживали", "радовались", "чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала"), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, "разочарование" в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Вот почему так важно знать основные причины трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

Первой причиной трудностей могут стать недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связаны с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания – с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово. Проблема заключается в том, что такие пробелы не всегда легко определить. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял мельчайшие детали выполнения трудного задания. Можно попросить школьника выполнить одно­два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.

Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.

Второй возможной причиной сложностей, возникающих у школьников
в процессе обучения в среднем звене, может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание заставить себя постоянно заниматься.

Хотя пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.

Для них характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к изучению того или иного учебного предмета, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему.

Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассников положительные эмоциональные переживания.

В этот период жизни ребенка эмоции доминируют, подчиняют себе и течение психических процессов.

В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.). Поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их совершенствования.

В целом, можно выделить следующие психологические факторы, обуславливающие недостаточную эффективность процесса обучения в средней школе:

  • в интеллектуальной сфере отмечается недостаточное развитие самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы;
  • у многих учащихся недостаточно развиты познавательные интересы;
  • не развита познавательная потребность как потребность в приобретении новых знаний;
  • многие учащиеся не обладают достаточно развитыми качествами, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности: умением владеть собой, ответственностью, организованностью, трудолюбием;
  • у значительной части пятиклассников не развита способность к самовоспитанию, не сформированы умение планировать свою деятельность и мотивация учения.

Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий: понимании администрацией школы необходимости серьезной работы по организации преемственности, методического сотрудничества между педагогами начального и среднего звена.

Особенно важным является организационно-управленческий аспект деятельности психолога по решению данной проблемы.

Специалист не добьется успеха, если будет работать автономно. Лучше, если он окажется в команде, прилагающей те или иные усилия по решению проблемы. В ряде ОУ складывается опыт работы специалистов в составе творческих групп с разной тематикой, в т. ч. и по сопровождению адаптации, по работе с детьми группы риска и т. п. Руководство этими группами, как правило, возлагается на заместителя директора школы. На основе плана работы группы психолог конкретизирует свой индивидуальный план.

Основным координирующим органом, как правило, выступает консилиум. Возглавляет консилиум директор, непосредственное руководство возлагается на заместителя директора. К достоинствам этого органа следует отнести то, что он служит неплохой формой объединения усилий психолога со всем педагогическим составом, задействованным в решении проблемы. Например, консилиум по адаптации к 5­му классу предполагает взаимодействие педагогов начальной и средней школы, психологов, социальных педагогов, медицинских работников.

Психологическая помощь учащимся на этапе перехода из начального звена в среднее осуществляется на двух основных этапах.

Первый – работа с учащимися 4-х классов. Цель:выявление и профилактика вероятных факторов дезадаптации в среднем звене.

Второй– сопровождение учащихся 5-х классов. Цель:психологическое обеспечение успешности адаптации к среднему звену.

Основные направления работы психолога по сопровождению готовности и адаптации детей к новой школьной жизни представим следующим образом.

Доадаптационный период 4-й класс:

  • участие в рабочей группе по обеспечению системы адаптации в ОУ;
  • просвещение родителей по проблеме готовности обучения в среднем звене. Проведение родительских собраний, разработка памяток;
  • диагностика готовности к обучению на следующей ступени;
  • групповое консультирование педагогов и родителей по итогам диагностики;
  • консультирование индивидуальных случаев дезадаптации;
  • коррекционно-развивающая работа по проблеме готовности;
  • участие в психолого­медико-педагогическом консилиуме (далее – ПМПК) по проблеме готовности к обучению в среднем звене.

Адаптационный период– 5-й класс:

  • участие в рабочей группе по обеспечению системы адаптации в ОУ;
  • диагностика адаптации к обучению в среднем звене;
  • групповые консультации родителей и педагогов;
  • совместное проведение с педагогами адаптационных классных часов для пятиклассников;
  • участие психолога в проектировании учебных и воспитательных занятий;
  • консультирование индивидуальных случаев дезадаптации;
  • участие в ПМПК по проблеме адаптации к обучению в среднем звене;
  • реализация программ сопровождения адаптации;
  • оценка эффективности адаптации.

Оценка эффективности сопровождения носит системный характер и осуществляется на разных уровнях:

  • индивидуальном (определяется динамика индивидуального развития);
  • групповом (на уровне класса, параллели).

Помимо этого могут использоваться данные эффективности отдельных коррекционных программ, в т. ч. субъективные оценки детей и оценки экспертов. Как пример анализа результатов адаптации можно предложить схемы экспертной оценки адаптированности детей к школе, которые заполняют педагоги (приложение 1) и родители (приложение 2) в конце первой четверти.

Каждая схема содержит упорядоченный набор поведенческих, аффективных и социально-психологических характеристик, позволяющих оценить приспособленность ребенка к школе.

Схема для учителей включает в себя 4 критерия адаптированности и 7 характеристик (шкал) для их оценки.

В качестве критериев выбраны:

  • эффективность учебной деятельности;
  • усвоение школьных норм поведения;
  • успешность социальных контактов;
  • эмоциональное благополучие.

Схема для родителей включает в себя 6 характеристик (шкал):

успешность выполнения школьных заданий;

  • степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий;
  • самостоятельность ребенка при выполнении заданий;
  • настроение, с которым ребенок идет в школу;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • общая оценка адаптированности.

Схемы можно заполнять как один раз, так и в течение определенного времени:

  • при одноразовом применении схем педагогов и родителей просят выбрать утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент (каждое утверждение имеет свой балл).

На основании суммы полученных баллов по каждой схеме можно оценить адаптированность ребенка к школе;

  • при многоразовом применении схем педагоги и родители в каждый день наблюдения в регистрационном бланке (приложение 3) отмечают номера утверждений, соответствующих наиболее часто встречающимся формам поведения и учебной деятельности. На основании этих данных получают суммарный показатель адаптированности ребенка, а также составляют график динамики процесса адаптации за определенный период.

Т.А. Крылова,
канд. психол. наук, зав. кабинетом практической психологии и социальной работы ГОУ ДПО "Вологодский институт развития образования"


Источник: Журнал "Справочник заместителя директора школы" №6 2009 год

Форма входа
Информация
Скоро праздник Праздники сегодня
Калькулятор
Статистика